rest in Crimea - rest in Yalta  
MAIN • RESPONSES КЛрЂРК+- •  SEARCH RU UA BY DE EN FR ES
rest in Yalta
  • Seasons and public in Yalta
  • Habitation, a food in Yalta
  • the Nature and reserves
  • Historical events
  • the Most important in Yalta
  • Yalta, Massandra, Nikita
  • Livadija, an Oreanda
  • Artek, Gurzuf
  • Gaspra, Mishor, Alupka
  • Ah-Petrinsky jajla
  • Simeiz, Katsiveli
  • Foros and the West of Yalta
  • Safety and hygiene
  • Beaches, parks, a naturism
  • Bars, restaurants, cafe
  • Entertainments, show business
  • the Markets and shops
  • Wine growing
  • Antiques, souvenirs
  • Space from Crimea
  • Places of filmings
  • the Calendar of holidays
  • Adventure tourism
  • Olympic bases
  • Driving on impassability
  • Rocks and caves
  • Extreme culture
  • Krestovozdvizhensky
  • A.Nevskogo's Cathedral
  • the Temple of Archangel Michael
  • Hram Pokrova Presvjatoj Bogoroditsy
  • the Temple Neva (Alupka)
  • the Temple of St. Panteleimona
  • John Zlatousta's Temple
  • Church of Revival Christ's (the item of Foros)
  • Preobrazhenija Gospodnja Church
  • St. Great Feodor Tirona's Church
  • St. Nikolay Chudotvortsa's Church (the item of Massandra)
  • Sacred Nina's Church
  • Communication in Yalta
  • Councils to autotourists
  •  
    health resorts of Yalta
  • sanatorium ' Ah-petri '
  • sanatorium ' Ah-danil '
  • sanatorium ' Mountain '
  • sanatorium ' Gurzuf '
  • sanatorium ' the Petrel '
  • sanatorium ' Belarus '
  • sanatorium ' Zaporozhye '
  • sanatorium ' Dawns of Ukraine '
  • sanatorium ' the Gold beach '
  • sanatorium ' Livadija '
  • sanatorium ' Of Semashko '
  • sanatorium ' Mishor '
  • sanatorium ' Simeiz '
  • sanatorium ' Dnepr '
  • sanatorium ' the Pearl '
  • sanatorium ' Yalta '
  • ' the Mountain Sun '
  • ' the Eagle Nest '
  • ' Пiвденний ' (' Southern ')
  • hotel ' Vladimir '
  • hotel ' the Lavender '
  • hotel ' Crimea '
  • hotel ' the Coral '
  • hotel ' the Oriental carpet '
  • hotel ' the Spark '
  • hotel ' Road '
  • hotel ' Jalita '
  • ' the Jusupovsky palace '
  • boarding house ' Glitsinija '
  • boarding house ' the Dawn '
  • boarding house ' Kastropol '
  • boarding house ' Coastal '
  • boarding house ' the Monsoon-orvis '
  • boarding house ' Donbass '
  • base of rest ' Vorontsov '
  • base of rest ' Kichkine '
  • base of rest ' the Magnolia '
  •  
    other offers
  • http://www.bo-nn.ru.








  •  
    a card
    ru ua de es fr by en
     
    Exchange rate, weather in Yalta


     

    Artek, Gurzuf and Ah-danil

    Gurzuf is rather big resort settlement, the Big Yalta first in structure if you drive from outside Alushty. At once behind the well-known Bear-mountain below from a line cases, parks and beaches of the International children's centre "+Ё=хъ" last; and then and picturesque cascades of houses of Gurzuf. Especially remarkable kind opens from the Gurzufsky autobridge (it and in itself is unusual the form bent on an arch). In the centre of a spacious valley the Genoa rock reminding huge dvuhgorbogo a camel towers.

    Even better a kind from turn of highway from Nikita: all open space of the cosy Gurzufsky bay protected by power of Bear-mountain, and on its background rocks-islets of Adalary and freakish coastal rocks. And from them on hilly slopes in the inconceivable image houses and health resorts in dark greens of powerful cedars and cypresses clamber.

    All it is surrounded by vineyards on which unsurpassed muscats "¦рёёрэфЁр" ripen;. In the west the panorama at the sea is closed by the white rectangular case of sanatorium "Ah-danil", huge even on removal. Over it magnificent country houses of stars of the Russian show business and heads of well-known oil concern "Lukoil".

    But there is also other effective entrance: from Quay of Yalta on the bottom road on a bicycle, a motorcycle or the car (it is possible to sit down simply on a minibus from the market) to Nikita. On the way it is possible to examine the Yalta cargo port, natural boundary Magarach with a museum of winemaking and the most beautiful experimental vineyards, naturally, and the Nikitsky botanical garden. In the bottom of the Garden there are the beaches framed with concrete breakwaters. A beach at rocky breakages of cape Martjan – nudist.

    After the Nikitsky garden, is more exact hardly more low and on the contrary than its main gate, at cafe «At Nikitsky gate» the ancient pack track, vedushaja in Ah-danil begins. Above it, through settlement garages it is possible to pass in Ah-danil and on the car. Well and from are Ah-danilja already visible it is a little expensive to different parts of Gurzuf – asphalt or soil. They go among unique vineyards so in a crop (October) to pass or pass from Martjana to Ah-danilju (with. Danilovka) it is impossible.

    the Lay-out and transport lines. the Center of all services and information is in Gurzuf the former autostation (now taxi parking) - "я =рёюъ" below it there is a quay, and above post office and the market. From "я =рёър" on the east to Arteku there is a main street of Gurzuf Leningrad. Opposite to camp "-шярЁшёэ№щ" a stop of the bus №2 going through all Artek. To Ah-danilju (4 km on the West) it is possible to get from Gurzuf on old South careful road, but having a rest arrive, of course, on a trolleybus line on which there is a special pavilion of a stop and descent from it.

    From Yalta to Gurzuf it is possible to pass by bus № 31 (Yalta-Gurzuf) from road service station and trip steam-ship from Quay.

    Public. From those it is time as in 1808-11 djuk A.E. dju Plessi de Rishele () has constructed of a sort of the well-known cardinal here a spacious country house and has broken round it exotic park, Gurzuf became favourite vacation spot, creativity and dialogue of the formed Russian elite.

    To the Moscow and Petersburg artists, writers, actors our time has added cosmonauts and other military men, and also figures of cinema and TV.

    MDTS Artek , the Rest house "+¦-фру" (constructed for Central Committee VLKSM) and the Youth centre "Ряѕ=эшъ" (now a rest house "+ѕЁчѕ¶") became usual for the international youth forums, festivals and competitions.

    the Euroasian bureau the World scout movement Most-most. the Rests the Genoa fortress H I - XV centuries and an impressive tunnel in a rock, punched for supervision overseas in the Middle Ages. But the first fortress has been erected on this place even earlier - in VI century by Byzantines. Now it is territory Arteka - the International children's centre. In 1925 the mountain Aju-Dag bottom had first canvas tents of pioneer camp Artek. Extremely healthy climate, the rich nature and a beauty spot was the Determinative at a choice of a place of camp. The mid-annual temperature of air here is equal +13,4, degree, it comes nearer to mid-annual temperature of Nitstsy; deposits will drop out much less, than in the south of France. Dry solar weather is typical for Gurzuf. Before revolution here there were some aristocratic country houses in an environment of evergreen parks. They carefully remain, replenishing with modern sleeping cases and sports constructions.

    If on the first solemn ruler at camp opening there were 30 pioneers, now summer capacity of the centre about 4,5 thousand persons. The territory of Arteka occupies 345 hectares. It was extended along seacoast from Bear-mountain to a rock of the Genoa fortress on 8 kilometres.

    At the disposal of children the Suuk-sou palace (were "-рчшэю") with the big auditorium, library and a museum of astronautics of J.Gagarina. Some camps Arteka are calculated on work within all year. Since 1959 the best camp Arteka - "¦юЁёъющ" - became international. Visitors from 36 countries Here have visited.

    In territory of Arteka more many picturesque and remarkable corners. One of such - Suuk-sou cape (Cold water). The most rock of this cape far acting in the sea is named by Shalyapin's name. On this rock he dreamt to construct a palace for study of talented youth. The proprietress of a resort of the Suuk-sou madam Soloveva refused to sell it. But somehow in the evening after picnic Shalyapin from completeness of admiration of a neighbouring kind has started singing. And the unshakable millionaire has simply presented this earth. It is a pity, events of revolution and Civil war have not allowed to be carried out to dreams of the great singer.

    In the top part of cape the grey tower combined like a medieval fortress is visible, nearby on a platform the small monument to Pushkin is established. In the basis of this rock is well-known the Pushkin grotto .

    Artek - a favourite place of work of cinematographers. Here adventure films are constantly shot, the international children's film festivals are spent.

    Yacht-club Arteka - a place of mooring of seafarers of all countries.

    Magnificent ancient park and intricate cases sanatorium « Gurzufsky» - a remarkable heritage of the Russian businessman P.I.Gubonina , the Bakhchsarai palace which has successfully developed style, having connected it to traditions of Russian wooden architecture and antique motives. In 1882-89, soon after railway Lozovaja-Sevastopol building, on which Guboninu it was possible to earn the big money, it has enclosed them in building of 8 hotel cases, a kursaal, church and restaurant - surprising till now the beauty and engineering decisions.

    The sanatorium Park is interesting not only exotic plants, but also fountains among which it is allocated a fountain "-юёі" - a copy of a sculpture of German professor Berger. Gubonin has got it at the Viennese exhibition in 1898.

    In the Soviet years the church has been destroyed, but other buildings and park were supported in an excellent condition, the set of fountains and sculptures was added also.

    The park Territory is strictly protected, but here it is possible to get in the afternoon with excursion or simply having bought the entrance ticket.

    At once from sanatorium "Gurzufsky" sanatorium "Пушкино" park begins - actually it is the same park Gubonina, and it has been put under instructions djuka de by Rishele. By the way, the Imperial Nikitsky botanical garden has appeared under its initiative so in exotic plants he knew sense.

    But tourists, of course, honour first of all here great Alexander Pushkin . Judges and experts on creativity Pushkin's museum in the former house djuka waits for Rishele. In 1820 the house was removed by a family of general N.N.Raevsky in which hospitable circle the great poet, by own recognition, has spent "ёёрё=ыштхщ°шх ьшэѕ=№" the life.

    Between the centre of Gurzuf and the sea there is a former summer residence-workshop of the outstanding Russian artist Konstantin Korovin (now the House of creativity of artists) accepts now all interested persons. However, costs it expensively enough, and here cafe on the top terrace of a summer residence (it is called on its initial name – "Salambo") height of the prices does not frighten, and here sensations gives the improbable. Highly, so much that is visible: picturesque rocks with birds on them and fishes under them; an amusing combination of ruins of a fortress and modern cascade building; a life of harbour, which already, probably, three thousand years and ant vanity of people below …

    From the centre of Gurzuf on lovely curve side streets it is possible to pass to to Anton Pavlovicha Chekhov's summer residence. It is almost hidden in greens and is on an unapproachable rocky ledge over even more unapproachable bay.

    In the Gurzufsky bay as if two stone sailing vessels - Adalary , on turetski float, this word means simply "юё=Ёютр". Before them was three. Nearby from water hardly small blocks are visible.

    All these rocks as in the sea, and ashore are combined from the breeds composing the Main ridge of Crimean mountains. Over Gurzuf huge fall - the Gurzufsky saddle is perfectly visible. Here from it and "т№ярыш" these rocks, and still a huge Red stone (Cornel-tash) - it has stopped above a line, in the centre of Gurzuf - rocky heaps of mountain Bolgatura, and over the sea powerfully towers Dzhenuvez with ruins of the Genoa fortress.

    All these stone witnesses of sharp lifting of the Main ridge accompanied by catastrophic landslips, a separation and slipping of the whole rocky files, are called jajlinskimi ottorzhentsami. Similar rocks are on all JUBK, but Adalary - the most known. They are embodied on set of photos, pictures and in films. The most beautiful and popular kind – against a huge stone Bear.

    Aju-Dag (Bear-mountain). The mountain form is characteristic for all lakkolitov - so-called "эхёюё=ю т°ш§ё  тѕыърэют". The dome-shaped top was formed as a result of magma cooling in thickness of earth crust. The volcano as though did not have energy for emission of the fused substances from bowels of the earth and, having grown weak, it has fallen asleep on a surface a stone mushroom.

    The Bear-mountain Height is insignificant - 577 m above sea level, however its area is impressive - 5,4 sq.km.

    Aju-Dag is state zakaznikom. From afar it seems that the mountain porosla a bush, actually a wool of a giant stone bear is present dense and shady wood. In it there are ancient roads, tracks, extensive green glades, and there and then nearby - stone breakages, taluses, rocks about which waves below break.

    Aju-Dag name one of natural mineralogical museums of Juzhnoberezhja. Tribunes are made Of the Crimean diabase on Red Square in Moscow. Recently here the mineral known in Crimea - vezuvian is found earlier not. Total number of the minerals found out on Aju-Dage has reached 18. The relic vegetation covering slopes and top of mountain is interesting also: evergreen the tree strawberry, bushes iglitsa pontijskaja, ladannik the Crimean here live. This only thing in Crimea a habitat of a special kind of wood cabbage and a unique habitat in Ukraine a rare fern - kraekuchnika pterisovidnogo. In general specific riches of trees and bushes to equally number of kinds of the whole area in the Midland of Russia - nearby 600.

    In an extreme antiquity the mountain caused sacred trembling and feeling of worship mighty forces of the nature. It is considered that the name of Aju (the Bear on-tatarski) could be to occur from Greek Ajja - Sacred. Archeologists have found out here pagan sanctuaries of different tribes, and also ruins of the Christian churches erected at the dawn of an era Christ's.

    the Cornel-tash (the Red stone) at settlement Krasnokamenka over Gurzuf attracts attention of everything passing on juzhnobrezhnomu highway. It is combined from mramorovidnogo the limestone similar to volume by what the station "-юьёюьюыіёър " is revetted; the Moscow underground. Here, around the Red stone, edinstvennonstvenno мeсто where grapes from which make the best in the world a dessert drink - a muscat white the Red stone grow. The Mountain-ottorzhenets rises over a slope (nearby 500, forming a natural bastion from which the wide review opens. It used in the ancient time: at top of the Red stone ruins of a medieval observation post have remained.

    It used in the ancient time: at top of the Red stone ruins of a medieval observation post have remained. By it the ancient road conducts upwards to pass the Gurzufsky saddle where there is a well-known Arbour of winds. However already territory of the Crimean reserve, the admission it is necessary to take it in Alushte where there is its management.

    THE CRIMEAN RESERVE

    The area about 34 thousand in sq. km Is stretched to the West from Alushty, comes also into limits of the Big Yalta, the Bakhchsarai and Simferopol areas. It is created more 150 years ago for imperial hunting, and then was a place of hunting of leaders of Soviet Union (I.Stalin, N.Khruschev, L.Brezhnev) and their foreign visitors. Now both L.Kuchma, and its frequent visitor V.Putin prefer to hunting fishing.

    The Trout from mountain lakes and different programs of rest, for example, an ascension on the highest point of Crimea mountain the Novel-kosh (1545, are accessible to tourists.

    Between Yalta and Alushtoj on jajlam conducts the most beautiful mountain highway - Romanovsky road. Over Gurzuf for kompartijnyh leaders in 1960th years the Arbour of Winds with a view of the sea and woods is constructed . The treasure from the Roman jewelry grasped by Tauris in the beginning of a new era has been close found. Now here a place of shootings for fairy tales and adventure films. The arbour is perfectly visible over breakages jajly from the Gurzufsky bridge on a trolleybus line. And to get on it it is possible only under the special admission of the Crimean reserve or with bus excursion (it is natural, also co-ordinated with reserve management).

    Celebrities. In parks it is possible to see Adam Mickiewicz's busts, Lesi of the Ukrainian, Feodor Shalyapin, Anton Chekhov, Maxim Gorkogo, Vladimir Mayakovsky. These people at various times happened in Gurzuf. Including at known for the erudition and charity A.I. The sultan Crimea-Gireja in its manor of the Suuk-sou. Artists Repin and Surikov, writers Kuprin and Mum's-Siberian loved Gurzuf also. Especially many in Gurzuf it is connected with a name A.S.Pushkin .

    From stars of present time in July on the International children's film festival in Arteke (36-30-80) it is easy to meet known film directors, the actors, popular TV presenters, performers and circus.

    Camp "¦юЁёъющ" stores memory of two on the the remarkable persons living in almost imperceptible modest small house at Kostrovoj of the area. Here the small museum by Z.P.Soloveva , the camp founder is arranged. Since 1920 he headed the Russian Red cross, was the chief of the Main military-sanitary management of Red army, and its interest to Gurzuf has begun with the organisation here military sanatorium. Well and there was then also a remarkable idea of children's camp.

    Domik Soloveva informally name also a small house of the Milady, the Black countess, or Devil's. It is considered, what exactly here the last days the known adventurer the countess Jeanne de has spent Gashe (on the first husband de Lamott, and by origin from an illegal branch of Valua), the girlfriend of count Cagliostro involved together with it to theft of diamond suspension brackets at the French queen. In 1786 on the Grevsky area in Paris the countess has received a shameful brand. And soon it has appeared in St.-Petersburg at court, has converged with princess A.S.Golitsynoj, the head of a mystical society. With it also has got to Crimea where conducted obscure and frightening sermons of Christianity among the Crimean Tatars. For as has deserved a nickname of the Black countess. Well and the name of the Milady clearly speaks about the one who has inspired A.Djuma on its well-known history about diamond suspension brackets.

    It is considered that the ghost of the Black countess and now flashes in old cypress avenues. However, ancient parks Arteka in itself are worthy. On the floristic riches and receptions of garden architecture they are national property. Wiener's park which exotic greens are closed with unique mountain woods – "wool" of a giant Bear is especially interesting.



    In addition on the given theme:

    Yalta, Massandra, Nikita
    Livadija, an Oreanda, the Gold beach, Kurpaty
    Gaspra and the Swallow's nest, Koreiz, Mishor, Alupka
    Ah-Petrinsky jajla
    Simeiz, the Blue gulf, Katsiveli, Ponizovka
    Foros and the West of the Big Yalta
    © i-yalta.com 2005-2009. At a reprint of materials placed on a site, the hyperlink on rest in Yalta is obligatory

отдых в Крыму - отдых в Ялте
 
ГЛАВНАЯ • ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ • ПОИСКRU UA BY DE EN FR ES
отдых в ЯЛТЕ
  • Сезоны и публика в Ялте
  • Жилье, питание в Ялте
  • Природа и заповедники
  • Исторические события
  • Самое важное в Ялте
  • Ялта, Массандра, Никита
  • Ливадия, Ореанда
  • Артек, Гурзуф
  • Гаспра, Мисхор, Алупка
  • Ай-Петринская яйла
  • Симеиз, Кацивели
  • Форос и запад Ялты
  • Безопасность и гигиена
  • Пляжи, парки, натуризм
  • Бары, рестораны, кафе
  • Развлечения, шоу-бизнес
  • Рынки и магазины
  • Виноградарство
  • Антиквариат, сувениры
  • Космос из Крыма
  • Места киносъемок
  • Календарь праздников
  • Приключенческий туризм
  • Олимпийские базы
  • Катание по бездорожью
  • Скалы и пещеры
  • Экстремальная культура
  • Крестовоздвиженская
  • Собор А. Невского
  • Храм Архангела Михаила
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы
  • Храм Невского (Алупка)
  • Храм Св. Пантелеимона
  • Храм Иоанна Златоуста
  • Церковь Воскресения Христова (п. Форос)
  • Церковь Преображения Господня
  • Церковь Св. Великом-ка Федора Тирона
  • Церковь Св. Николая Чудотворца (п. Массандра)
  • Церковь Святой Нины
  • Связь в Ялте
  • Советы автотуристам
  •  
    здравницы ЯЛТЫ
  • санаторий 'Ай-Петри'
  • санаторий 'Ай-Даниль'
  • санаторий 'Горный'
  • санаторий 'Гурзуф'
  • санаторий 'Буревестник'
  • санаторий 'Белоруссия'
  • санаторий 'Запорожье'
  • санаторий 'Зори Украины'
  • санаторий 'Золотой пляж'
  • санаторий 'Ливадия'
  • санаторий 'Им. Семашко'
  • санаторий 'Мисхор'
  • санаторий 'Симеиз'
  • санаторий 'Днепр'
  • санаторий 'Жемчужина'
  • санаторий 'Ялтинский'
  • 'Горное Солнце'
  • 'Орлиное Гнездо'
  • 'Пiвденний' ('Южный')
  • гостиница 'Владимир'
  • гостиница 'Лаванда'
  • гостиница 'Крым'
  • гостиница 'Коралл'
  • гостиница 'Палас'
  • гостиница 'Огонек'
  • гостиница 'Дорожная'
  • гостиница 'Ялита'
  • 'Юсуповский дворец'
  • пансионат 'Глициния'
  • пансионат 'Заря'
  • пансионат 'Кастрополь'
  • пансионат 'Прибрежный'
  • пансионат 'Муссон-Орвис'
  • пансионат 'Донбасс'
  • база отдыха 'Воронцов'
  • база отдыха 'Кичкине'
  • база отдыха 'Магнолия'
  •  
    другие предложения
  • Сколько стоит лагерь https://jamm.com.ua/ в 2017








  •  
    карта
    ru ua de es fr by en
     
    Курс валют, погода в ЯЛТЕ
     
     
     
    Статистика сайта
    Rambler's Top100
     

    Артек, Гурзуф и Ай-Даниль

    Гурзуф это сравнительно большой курортный поселок, первый в составе Большой Ялты, если Вы въезжаете со стороны Алушты. Сразу за знаменитой Медведь-горой внизу от трассы тянутся корпуса, парки и пляжи Международного детского центра "Артек", а затем и живописные каскады домов Гурзуфа. Особенно замечательный вид открывается с Гурзуфского автомоста (он и сам по себе необычен своей изогнутой по дуге формой). В центре просторной долины возвышается Генуэзская скала, напоминающая огромного двухгорбого верблюда.

    Еще лучше вид с поворота шоссе от Никиты: весь простор уютной Гурзуфской бухты, защищенной мощью Медведь-горы, а на ее фоне скалы-островки Адалары и причудливые береговые скалы. А от них по холмистым склонам немыслимым образом карабкаются дома и здравницы в темной зелени мощных кедров и кипарисов.

    Все это окружено виноградниками, на которых зреют непревзойденные мускаты "Массандра". На западе панораму у моря замыкает белый прямоугольный корпус санатория «Ай-Даниль», огромный даже на удалении. Над ним роскошные виллы звезд российского шоу-бизнеса и руководителей знаменитого нефтяного концерна «Лукойл».

    Но есть и другой эффектный въезд: от Набережной Ялты по нижней дороге на велосипеде, мотоцикле или автомобиле (можно просто сесть на маршрутку от рынка) до Никиты. По пути можно осмотреть Ялтинский грузовой порт, урочище Магарач с музеем виноделия и красивейшими экспериментальными виноградниками, естественно, и Никитский ботанический сад. Внизу Сада находятся пляжи, обрамленные бетонными волноломами. Пляж у скальных обрывов мыса Мартьян – нудистский.

    После Никитского сада, точнее чуть ниже и напротив его главных ворот, у кафе «У Никитских ворот» начинается старинная вьючная тропа, ведушая в Ай-Даниль. Выше нее, через гаражи поселка можно проехать в Ай-Даниль и на автомобиле. Ну а от Ай-Даниля уже видны несколько дорог к разным частям Гурзуфа – асфальтовых или грунтовых. Они идут среди уникальных виноградников, так что в период урожая (октябрь) проехать или пройти от Мартьяна к Ай-Данилю (с. Даниловка) нельзя.

    Планировка и транспортные линии. Центром всех услуг и информации является в Гурзуфе бывшая автостанция (сейчас стоянка такси) - "пятачок", ниже него находится набережная, а выше почтамт и рынок. От "пятачка" на восток к Артеку идет главная улица Гурзуфа Ленинградская. Напротив лагеря "Кипарисный" остановка автобуса №2, идущего через весь Артек. К Ай-Данилю (4 км на запад) можно из Гурзуфа попасть по старой южнобережной дороге, но отдыхающие прибывают, конечно, по троллейбусной трассе, на которой есть специальный павильон остановки и спуск от него.

    Из Ялты в Гурзуф можно проехать автобусом № 31 (Ялта-Гурзуф) от автовокзала и рейсовым теплоходом от Набережной.

    Публика. С тех пора как в 1808-11 годах дюк А.Э. дю Плесси де Ришелье (из рода знаменитого кардинала) построил здесь просторную виллу и разбил вокруг нее экзотический парк, Гурзуф стал любимым местом отдыха, творчества и общения образованной российской элиты.

    К московским и питерским художникам, литераторам, актерам наше время добавило космонавтов и других военных, а также деятелей кино и телевидения.

    МДЦ Артек, Дом отдыха "Аю-даг" (построенный для ЦК ВЛКСМ) и Молодежный центр "Спутник" (сейчас дом отдыха "Гурзуф") стали обычными для международных молодежных форумов, фестивалей и конкурсов.

    Не случайно здесь обосновалось и Евразийское бюро Всемирного скаутского движения Самое-самое. Остатки генуэзской крепости Х I - XV веков и внушительный тоннель в скале, пробитый для наблюдения за морем в Средние века. Но первая крепость была возведена на этом месте еще раньше - в VI веке византийцами. Сейчас это территория Артека - Международного детского центра. В 1925 году у подножия горы Аю-Даг появились первые брезентовые палатки пионерского лагеря Артек. Решающим фактором при выборе места лагеря был чрезвычайно здоровый климат, богатая природа и живописная местность. Среднегодовая температура воздуха здесь равна +13,4, градуса, она приближается к среднегодовой температуре Ниццы; осадков же выпадет значительно меньше, чем на юге Франции. Для Гурзуфа типична сухая солнечная погода. До революции здесь появилось несколько аристократических вилл в окружении вечнозеленых парков. Они бережно сохраняются, пополняясь современными спальными корпусами и спортивными сооружениями.

    Если на первой торжественной линейке при открытии лагеря присутствовало 30 пионеров, то сейчас летняя емкость центра около 4,5 тысяч человек. Территория Артека занимает 345 гектаров. Она вытянулась вдоль берега моря от Медведь-горы до скалы Генуэзской крепости на 8 километров.

    В распоряжении ребят дворец Суук-Су (бывшее "Казино") с большим зрительным залом, библиотекой и музеем космонавтики им. Ю.Гагарина. Несколько лагерей Артека рассчитано на работу в течение всего года. С 1959 года лучший лагерь Артека - "Морской" - стал международным. Здесь побывали гости из 36 стран.

    На территории Артека еще много живописных и примечательных уголков. Одни из таких - мыс Суук-Су (Холодная вода). Самая далеко выступающая в море скала этого мыса названа именем Шаляпина. На этой скале он мечтал построить дворец для учебы талантливой молодежи. Владелица курорта Суук-Су госпожа Соловьева отказывалась ее продать. Но как-то вечером после пикника Шаляпин от полноты восхищения окрестным видом запел. И непреклонная миллионерша просто подарила эту землю. Жаль, события революции и Гражданской войны не дали осуществиться мечтам великого певца.

    В верхней части мыса видна серая башня, сложенная наподобие средневековой крепости, рядом на площадке установлен небольшой памятник Пушкину. В основании этой скалы находится знаменитый Пушкинский грот .

    Артек - любимое место работы кинематографистов. Здесь постоянно снимаются приключенческие фильмы, проводятся международные детские кинофестивали.

    Яхт-клуб Артека - место швартовки мореплавателей всех стран.

    Роскошный старинный парк и затейливые корпуса санатория « Гурзуфский» - замечательное наследие российского предпринимателя П.И.Губонина, удачно развившего стиль Бахчисарайского дворца, соединив его с традициями русского деревянного зодчества и античными мотивами. В 1882-89 году, вскоре после строительства железной дороги Лозовая-Севастополь, на которой Губонину удалось заработать большие деньги, он вложил их в строительство 8 гостиничных корпусов, курзала, церкви и ресторана - удивляющего до сих пор своей красотой и инженерными решениями.

    Парк санатория интересен не только экзотическими растениями, но и фонтанами, среди которых выделяется фонтан "Ночь" - копия скульптуры немецкого профессора Бергера. Губонин приобрел его на Венской выставке в 1898 году.

    В советские годы церковь была разрушена, но другие здания и парк поддерживались в отличном состоянии, добавилось и множество фонтанов и скульптур.

    Территория парка строго охраняется, но сюда можно попасть в дневное время с экскурсией или просто купив входной билет.

    Сразу от санатория «Гурзуфский» начинается парк санатория «Пушкино» - фактически это тот же парк Губонина, а заложен он был еще по указанию дюка де Ришелье. Кстати, Императорский Никитский ботанический сад появился именно по его инициативе, так что в экзотических растениях толк он знал.

    Но туристы, конечно, чтят в первую очередь здесь великого Александра Пушкина. Ценителей и знатоков творчества ждет музей Пушкина в бывшем доме дюка Ришелье. В 1820 году дом снимала семья генерала Н.Н. Раевского, в радушном кругу которой великий поэт, по собственному признанию, провел "счастливейшие минуты" своей жизни.

    Между центром Гурзуфа и морем находится бывшая дача-мастерская выдающегося русского художника Константина Коровина (сейчас Дом творчества художников) принимает теперь всех желающих. Впрочем, стоит это достаточно дорого, а вот кафе на верхней террасе дачи (называется оно по ее первоначальному имени – «Саламбо») высотой цен не пугает, а вот ощущения дарит невероятные. Высоко, так что много чего видно: живописные скалы с птицами на них и рыбами под ними; забавное сочетание руин крепости и современной каскадной застройки; жизнь гавани, которой уже, наверное, три тысячи лет и муравьиная суета людей внизу…

    От центра Гурзуфа по милым кривым переулочкам можно пройти к даче Антона Павловича Чехова. Она почти скрыта в зелени и находится на неприступном скальном выступе над еще более неприступной бухточкой.

    В Гурзуфской бухте словно плавают два каменных парусника - Адалары, по турецки, это слово означает просто "острова". Раньше их было три. Рядом из воды чуть видны небольшие глыбы.

    Все эти скалы, как в море, так и на берегу сложены из пород, слагающих Главную гряду Крымских гор. Над Гурзуфом отлично видно огромное понижение - Гурзуфское седло. Вот из него-то и "выпали" эти скалы, а еще гигантский Красный камень (Кизил-таш) - он остановился выше трассы, в центре Гурзуфа - скальные нагромождения горы Болгатура, а над морем мощно возвышается Дженувез-кая с руинами генуэзской крепости.

    Все эти каменные свидетели резкого подъема Главной гряды, сопровождавшегося катастрофическими оползнями, отрывом и сползанием целых скальных массивов, называются яйлинскими отторженцами. Подобные скалы есть по всему ЮБК, но Адалары - самые известные. Они запечатлены на множестве фотографий, картин и в фильмах. Самый красивый и популярный вид – на фоне огромного каменного Медведя.

    Аю-Даг (Медведь-гора). Форма горы характерна для всех лакколитов - так называемых "несостоявшихся вулканов". Куполообразная вершина образовалась в результате остывания магмы в толще земной коры. У вулкана как бы не хватило энергии для выброса расплавленных веществ из недр земли и, обессилев, он застыл на поверхности каменным грибом.

    Высота Медведь-горы невелика - 577 м над уровнем моря, однако площадь ее внушительна - 5,4 кв.км.

    Аю-Даг является государственным заказником. Издали кажется, что гора поросла кустарником, на самом же деле шерсть исполинского каменного медведя - это настоящий густой и тенистый лес. В нем есть старинные дороги, тропы, обширные зеленые поляны, и тут же рядом - каменные обрывы, осыпи, скалы, о которые внизу разбиваются волны.

    Аю-Даг называют одним из естественных минералогических музеев Южнобережья. Из крымского диабаза сделаны трибуны на Красной площади в Москве. Недавно здесь найден ранее не известный в Крыму минерал - везувиан. Общее число обнаруженных на Аю-Даге минералов достигло 18. Интересна и реликтовая растительность, покрывающая склоны и вершину горы: здесь обитают вечнозеленые земляничное дерево, кустарники иглица понтийская, ладанник крымский. Это единственное в Крыму местообитание особого вида лесной капусты и единственное в Украине местообитание редкого папоротника - краекучника птерисовидного. Вообще видовое богатство деревьев и кустарников равно числу видов целой области в Средней полосе России - около 600.

    Еще в глубокой древности гора вызывала священный трепет и чувство поклонения могучим силам природы. Считается, что название Аю (Медведь по-татарски) могло быть произойти от греческого Айя - Святая. Археологи обнаружили здесь языческие святилища разных племен, а также руины христианских церквей, возведенных на самой заре эры Христовой.

    Кизил-таш (Красный камень) у поселка Краснокаменка над Гурзуфом обращает на себя внимание всех, проезжающих по южнобрежному шоссе. Сложен из мраморовидного известняка, подобного тому, каким облицована станция "Комсомольская" Московского метро. Здесь, в районе Красного камня, единственнонственно мeсто, где растет виноград, из которого производят лучший в мире десертный напиток - мускат белый Красного камня. Гора-отторженец высится над склоном (около 500 м), образуя естественный бастион, с которого открывается широкий обзор. Этим пользовались в древности: на вершине Красного камня сохранились руины средневекового наблюдательного пункта.

    Этим пользовались в древности: на вершине Красного камня сохранились руины средневекового наблюдательного пункта. Мимо него древняя дорога ведет вверх к перевалу Гурзуфское седло, где находится знаменитая Беседка ветров. Однако это уже территория Крымского заповедника, пропуск надо брать в Алуште, где находится его управление.

    КРЫМСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

    Простирается к западу от Алушты, площадь около 34 тысяч кв. км, заходит также в пределы Большой Ялты, Бахчисарайского и Симферопольского районов. Создан более 150 лет назад для императорских охот, а затем был местом охоты лидеров Советского Союза (И. Сталина, Н. Хрущева, Л. Брежнева) и их зарубежных гостей. Сейчас и Л. Кучма, и его частый гость В. Путин охоте предпочитают рыбалку.

    Форель из горных озер и разные программы отдыха, например, восхождение на высшую точку Крыма гору Роман-кош (1545 м), доступны туристам.

    Между Ялтой и Алуштой по яйлам ведет красивейшее горное шоссе - Романовская дорога. Над Гурзуфом для компартийных вождей в 1960-х годах построена Беседка Ветров с видом на море и леса. Вблизи был найден клад из римских драгоценностей, захваченных таврами в начале новой эры. Теперь здесь место съемок для сказок и приключенческих фильмов. Беседка отлично видна над обрывами яйлы с Гурзуфского моста на троллейбусной трассе. А попасть на нее можно лишь по специальному пропуску Крымского заповедника или с автобусной экскурсией (естественно, также согласованной с дирекцией заповедника).

    Знаменитости. В парках можно увидеть бюсты Адама Мицкевича, Леси Украинки, Федора Шаляпина, Антона Чехова, Максима Горького, Владимира Маяковского. Эти люди в разное время бывали в Гурзуфе. В том числе у известного своей образованностью и благотворительностью А.И. Султан Крым-Гирея в его имении Суук-Су. Любили Гурзуф также художники Репин и Суриков, писатели Куприн и Мамин-Сибиряк. Особенно многое в Гурзуфе связано с именем А.С. Пушкина .

    Из звезд нынешнего времени в июле на Международном детском кинофестивале в Артеке (36-30-80) легко встретить известных кинорежиссеров, актеров, популярных телеведущих, артистов эстрады и цирка.

    Лагерь "Морской" хранит память о двух по своему примечательных личностях, живших в почти неприметном скромном домике у Костровой площади. Здесь устроен небольшой музей З.П.Соловьева, основателя лагеря. С 1920 года он возглавлял Российский Красный крест, был начальником Главного военно-санитарного управления Красной армии, и его интерес к Гурзуфу начался с организации здесь военного санатория. Ну а потом возникла и замечательная идея детского лагеря.

    Домик Соловьева неофициально называют еще и домиком Миледи, Черной графини, или Чертовым. Считается, что именно здесь свои последние дни провела известная авантюристка графиня Жанна де Гаше (по первому мужу де Ламотт, а по происхождению из незаконной ветви Валуа), подруга графа Калиостро, причастная вместе с ним к краже бриллиантовых подвесок у французской королевы. В 1786 году на Гревской площади в Париже графиня получила позорное клеймо. А вскоре она появилась в Санкт-Петербурге при дворе, сошлась с княгиней А.С. Голицыной, главой мистического общества. С ней и попала в Крым, где вела малопонятные и пугающие проповеди христианства среди крымских татар. За что и заслужила прозвище Черной графини. Ну а имя Миледи ясно говорит о том, кто вдохновил А.Дюма на его знаменитую историю об алмазных подвесках.

    Считается, что привидение Черной графини и сейчас мелькает в старых кипарисовых аллеях. Впрочем, старинные парки Артека сами по себе заслуживают внимания. По своему флористическому богатству и приемам садовой архитектуры они являются национальным достоянием. Особенно интересен парк Винера, экзотическая зелень которого смыкается с уникальными горными лесами – «шерстью» исполинского Медведя.


    Забронировать путевки непосредственно в здравницах можно на сайте
    "отдых в Крыму без посредников".



    Дополнительно на данную тему:

    Ялта, Массандра, Никита
    Ливадия, Ореанда, Золотой пляж, Курпаты
    Гаспра и Ласточкино гнездо, Кореиз, Мисхор, Алупка
    Ай-Петринская яйла
    Симеиз, Голубой залив, Кацивели, Понизовка
    Форос и запад Большой Ялты

    Назад | Начало | Наверх

    © i-yalta.com 2005-2009. При перепечатке материалов размещенных на сайте, гиперссылка на отдых в Ялте обязательна